------------------------------------------------------------------------ с.249 Приложение 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Отдельные издания: Круг специальных работ по PR на русском языке не очень широк, хотя входящие в него публикации способны дать достаточно полное представление о PR, конкретных PR-технологиях. Основной работой по PR на русском языке до сих пор остается книга С. Блэка "Введение в паблик рилейшнз" (Ростов-на-Дону, 1998), впервые изданная у нас под названием "Паблик рилейшнз. Что это такое" (М., 1988). Книга замечательна прежде всего фигурой автора. С.Блэк - один из крупнейших специалистов-выставочников, создатель и первый президент Международной ассоциации PR-специалистов. Поэтому эта книга является своего рода "первоисточником" для целей ознакомления с PR. Как и работа любого специалиста-практика, она содержит много конкретных примеров, что иногда сказывается на систематичности изложения. Эту пионерскую работу С. Блэка дополняет подготовленный под его же редакцией сборник материалов "PR: Международная практика" (М., 1997). Первой отечественной работой является книга Л. Б. Невзлина "Public relations. Кому это нужно?" (М., 1993). Ее автор - 1-й заместитель председателя правления одного из крупнейших и наиболее активных (и в плане PR) российских банков - банка "Менатеп", затем - один из руководителей ИТАР-ТАСС, а ныне - вновь один из крупнейших практиков бизнес-PR. Работа представляет несомненный интерес как первое осмысление реальной практики PR в современных российских условиях. Это очень яркий образец трактовки PR в духе первой модели. Работа Е. Блажнова "Public relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных отношений" (М., 1994) также привлекатель на фигурой ее автора (известного специалиста по журналистскому делу), что определяет ее специфику и достоинства. В ней содержится, пожалуй, наиболее квалифицированное изложение содержания и технологии PR с точки зрения журналиста. Книга Тульчинского Г. Л. "Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство" (СПб.,1994) является первым вариантом настоящего, значительно расширенного изда ------------------------------------------------------------------------ с.250 ния. По мнению многих специалистов, в ней была предложена наиболее полная систематизация роли и значения PR в современном менеджменте, ее технологического содержания. Известный отечественный специалист по психологии рекламы И.Л.Викентьев является автором работы "Приемы public relations и рекламы" (СПб., 1995). В этой книге читатель не найдет систематического рассмотрения PR. Но она обладает несомненным достоинством - в ней обстоятельно рассматриваются вопросы формирования и продвижения образа фирмы психологическими методами рекламы (на основе теории доминанты Ухтомского). Содержится много удачных примеров, контрольных заданий. В работе И. П. Яковлева (известного специалиста по методам социологического исследования) "Паблик рилейшнз в организациях" (СПб., 1995) особый акцент делается на методах изучения общественного мнения. Особый интерес эта работа вызывает широким привлечением современных ("пост-Блэковских") американских источников и литературы по PR. Историк-политолог А. Б. Зверинцев в книге "Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR" рассматривает PR как технологию коммуникации. Но особенно ценна книга глоссарием, составляющим ее большую часть. Хорошее представление об особенностях PR дает небольшая, но живо написанная книга Т. Ю. Лебедевой "Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски". Одним из наиболее полных и современных рассмотрений технологии PR является книга И. Алешиной "Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров" (М., 1997). Некоторая поверхностность изложения с лихвой компенсируется перечислением основных форм и методов PR-деятельности. Автор также привлекает современный американский и западноевропейский опыт PR. В последние годы на отечественом книжном рынке наконец-то появились работы Г. Г. Почепцова - пожалуй, наиболее плодовитого русскоязычного автора по PR, живущего и работающего в Киеве. Г. Г. Почепцова, как политолога-международника, прежде всего интересуют проблемы PR в политической жизни, однако его обстоятельные и содержательные работы чрезвычайно полезны и в общем плане. Речь идет о таких работах, как "Коммуникативные технологии двадцатого века" (М.; Киев, 1999), "Паблик рилейшнз для профессионалов" (М.; Киев, 1999), "Паблик Рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением" (М., 1998). Особого внимания заслуживает последняя работа с широким привлечением зарубежных материалов и материалов, дающих представление об опыте и специфике PR в странах СНГ. При этом особое внимание уделяется PR в политической сфере. В книгу включена краткая, но содержательная хрестоматия по PR. Чрезвычайно содержательны и такие работы Г. Г. Почепцова, как "Имидж: от фараонов до президен ------------------------------------------------------------------------ с.251 тов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз" (Киев, 1997), "Профессия: имиджмейкер" (Киев, 1998), "Психологические/Информа ционные войны" (М., 1998). Достоинством работы "Паблик Рилейшнз. Теория и практика" (Киев, 1999) еще одного киевского специалиста - В. А. Моисеева - является содержательный обзор становления отечественного (российского и украинского) рынка PR-услуг, акцент на вопросах профессиональной организации PR. Еще бґольшая технологическая ориентация характерна для книги Р.Хэйвуда "Все о Public Relations" (М., 1999). Из недавних публикаций следует выделить работу Е. Н. Пашенцева "Паблик рилейшнз от бизнеса до политики" (М., 2000), в которой с хорошим знанием дела описывается состояние и организация PR в Западной Европе; книгу М. А. Шишкиной "Паблик Рилейшнз в системе социального управления" (СПб., 1999) - в ней читатель найдет добротный анализ понятийного аппарата и терминологии, детальную, если не исчерпывающую историю формирования PR в США, а также - описание состояния отечественного PR, системы профессионального образования. Особого внимания заслуживают книги В. Г. Королько "Основы паблик рилейшнз" (М.; Киев, 2000) и, пожалуй, и А. Н. Чумикова "Связи с общественностью" (М., 2001) - первые систематические работы по организации PR на русском языке, хотя и в них больший акцент делается на политическом PR. Уникальным изданием является "Азбука рекламы, паблисити и паблик релейшанс - учебная программа выживания. Информационный указатель менеджерам, маркетерам, релайтерам, имиджмейкерам, спичрайтерам, промоутерам и рекламистам" , периодически издающаяся М. Булгари нарастающим итогом по принципу "снежного кома". Особую ценность представляет от издания к изданию нарастающая практически полная библиография русскоязычной литературы - отдельных книг и статей - по PR. В последних выпусках появились контакты (телефоны, факсы, e-mail'ы) ведущих агентств и специалистов. С 2000 г. автор перешел на электронную версию издания. Как видно из такого краткого обзора, каждое из изданий обладает своими ярко выраженными достоинствами, и знакомство с PR должно предполагать знакомство со всеми этими работами - только в этом случае может быть сформировано достаточно полное представление о PR. Мировой классикой политического PR является книга Ж. Сегела "Национальные особенности охоты за голосами" (М., 1999). Своеобразным дополнением к зарубежному опыту являются работы, пытающиеся осмыслить отечественный опыт политических PR-кампаний: Малышков В. И. "Сибирский вектор. Выборы губернатора Красноярского края" (М., 1998), Максимов А. ""Чистые" и "грязные" технологии выборов (российский опыт). Мордоделы & Imagemakers" (М., ------------------------------------------------------------------------ с.252 1999); Асмолов А., Березин И., Борисов А., Жамкочьян М., Клименко А., Махарадзе Н. "Президент по выбору. Моделирование желаемого будущего" (М., 2000). Конкретные и весьма практичные сведения относительно достижения известности и, в этой связи, работы со СМИ можно почерпнуть из книги Д. Доти "Паблисити и паблик рилейшнз" (М., 1996). Среди литературы, посвященной вопросам формирования и продвижения персонального имиджа, помимо упомянутой работы Г. Г. Почепцова, следует выделить книги В. М. Шепеля "Имиджеология. Секреты личного обаяния" (М., 1997), Д. Честары "Деловой этикет. Public relations" (М., 1997), П. Берд "Продай себя. Тактика совершенство вания Вашего имиджа" (Минск, 1997). наиболее авторитетная книга по этой тематике - Л. Браун "Имидж - ключ к успеху" (СПб., 1996). Мировым бестселлером относительно подготовки к публичному выступлению и технологии самого выступления является книга "Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести" Р. Хоффа, которого справедливо называют "Карнеги современност и" - его книга чрезвычайно полезна и бизнесмену, и преподавате лю, и студенту, и рекламному агенту, и политику, и журналисту. Технология подготовки и проведения презентации достаточно полно представлена в работах Л. Аррендодо "Искусство деловой презентации" (Челябинск, 1998), Э. Джея "Эффективная презентация" (Минск, 1996). Отдельные аспекты PR также рассматриваются в обширной современной литературе по вопросам менеджмента, бизнеса в целом. В первую очередь это относится к публикациям, посвященным работе с персоналом, организационной культуре, современным информационным технологиям. Кроме того, для целей более детального знакомства с конкретными формами PR-работы в высшей степени полезной является литература по журналистскому делу, дипломатическому протоколу, формам и методам культурно-досуговой деятельности, работе в социально-культурной сфере. Периодические издания: В последнее время появился ряд специализированных периодических изданий, специализирующихся на тематике, непосредственно связанной с PR. Официальным органом Российской ассоциации PR-специалистов является издающийся в Москве и распространяющийся по подписке журнал "Советник" . Также в Москве издается "Мир PR". В Санкт-Петер бурге издаются журналы "PR/Диалог" и "Персонал-микс" , газета "Престиж. Российская имиджевая газета", посвященная вопросам теории и практики PR с акцентом на формирование имиджа и репутации фирм. В них содержатся консультации, реклама соответствующих услуг. Вопросы PR - описания опыта, анализ PR-кампаний, их эффективности, обзоры литературы и т. д. - систематически рассматриваются на страницах периодического издания "Петербургский рекламист" . В москов ---------------------------------------------------------------------------- с.253 ском издании "Деньги и благотворительность" содержится информация об опыте и проблемах развития благотворительности в современной России, материалы исследований, анализ эффективности и рекомендации потенциальным благотворителям. Вопросы PR регулярно рассматрива ются на страницах общероссийской газеты "КоммерсантЪ" , журнала "Маркетинг" . Обзор источников будет неполным, если не упомянуть появившиеся в последние годы в Интернете справочные и консультационные материалы. Теперь практически все крупнейшие PR-агентства имеют свои сайты.